SamSuka
Андрей Баумейстер
Андрей Баумейстер

patreon


Дневник философа. 14.10.2024. "Украинский Пьемонт" или миф Западной Украины

Когда я говорю о геополитике, политической философии и политической истории, я всегда подчеркиваю, что модные ныне «постколониальные» подходы (в стиле американских и европейских «прогрессивистов» или украинского Института национальной памяти) не просто вредны, а разрушительны для европейской идеи.

Лозунги деколонизации направлены не на то, чтобы изучать историю Европы во всем ее разнообразии и богатстве, а на то, чтобы превратить ложное морализаторство и антиисторический подход к истории цивилизации в инструменты современной борьбы за власть.

Достаточно давно сформировался миф про «украинский Пьемонт» - про Западную Украину (прежде всего, Галицию) как священное пространство и духовный исток украинской идеи.

Но в чем опасность «постколониального» мышления и его методов? В том, что эти методы, направленные на их носителей с их картиной мира, разбивают эту картину мира вдребезги. От мифа о священном локусе украинской национальной идеи (об «украинском Пьемонте») остаются только небольшие фрагменты, из которых никак не получается составить связное повествование.

В интервью с Русланом Бортником я уже затрагивал эту тему. Сейчас я предложу только цифры и факты.

Мои же главные тезисы следующие:

1.    Украину в границах 1991 года создавало несколько империй (Российская империя, ставшая затем СССР, Австро-Венгерская империя, II-я Речь Посполитая и Германский Рейх, ставший затем III-м Рейхом национал-социализма).

2.    Если придерживаться методов «постколониальных студий», то украинский Пьемонт был создан (в 1939–1947  годах) посредством трех «цидов»: геноцида (убийства и депортации жителей больших и малых городов на территории нынешней Западной Украины), лингвоцида (искоренение польского, еврейского (идиш) и немецкого языков как главных языков этих территорий) и культуроцида (искоренения культуры поляков, евреев и немцев, а также венгров и чехов, на этих территориях).

3.    Только если отвергнуть методы и подходы «постколониальных студий», мы сможем по-другому посмотреть на наше общее прошлое. Оно предстанет как пространство, где каждый народ выступал попеременно то жертвой, то агрессором. Это обстоятельство требует взаимного прощения и примирения. Для того, чтобы строить будущую Украину. А не архаическую Украину, которая инструментализирует культ жертвы и усиленно стремиться «деколонизировать» и «декоммунизировать» свое прошлое с целью построения унифицированного моноэтнического государства. Пусть об истории говорят историки. А украинские элиты пусть смотрят вперед, а не назад.

Мы давно живем в другом мире. И те, кто, подобно представителям Института национальной памяти и национал-активистам, хотят превратить историю в идеологию и пропаганду собственных взглядов (с целью власти и контроля над умами), рано или поздно сталкиваются с неудобными фактами и событиями, которые подрывают их идеологию изнутри.

Только отказ от пропагандистских клише «деколонизаторов» позволит им принять историю 1939–1947 годов как часть единой великой драмы национализмов и идеологий прошлого века. Чтобы в конце концов отказаться от архаики и строить государство будущего. Если у всех нас еще будут такие возможности…

Да, а тем, кто будет говорить, что «поляки тоже виноваты», или что коммунисты высылали десятки тысяч украинцев в ГУЛАГ, я отвечу ссылкой на те же факты. Да, коммунистический режим ссылал украинцев. Но больше всего пострадали на этих территориях другие народы: евреи, поляки, немцы, чехи и венгры. А лояльные коммунистическому режиму украинцы пришли во Львов, Станиславов, Луцк, Ровно и Ужгород не чтобы ДОПОЛНИТЬ и ОБОГАТИТЬ еврейскую, польскую, немецкую и другие культуры этих городов. Они пришли ВМЕСТО и ЗА СЧЕТ этих культур. Названных культур там уже нет. Или остались только жалкие осколки…

Ниже я привожу несколько статистических выдержек и фактов, иллюстрирующих мои тезисы.

«Территория II Речи Посполитой была меньше территории I-й Речи Посполитой, но ее население по-прежнему было очень неоднородным. До 65% населения II-й Речи Посполитой составляли этнические поляки, а украинцы, евреи, немцы, литовцы, белорусы и русские считались национальными меньшинствами».

«Около 5 млн украинцев, составлявших около 16% всего населения, являлись самым крупным меньшинством II-й Речи Посполитой. В юго-восточной части страны украинцы составляли большинство: около 3,5 млн из них жили в бывшей Габсбургской Восточной Галичине и около 1,5 млн – в некогда российской Волыни. Около 90% украинцев проживали в селах и небольших городах. При этом население как крупных, так и маленьких городов юго-восточной Польши в основном состояло из евреев и поляков». - Гжегож Россолински-Либе. Жизнь Степана Бандеры. – К.: Антропос-логос-фильм, 2021. -  С.60-61.

Население Львовского воеводства (первая всеобщая перепись населения 30.09.1921

Статистика показывает, что даже в не городской местности украинцы не составляли большинства населения: 

Поляки - 1 537 986 (56,58%)

Украинцы - 975 268 (35,88%)

         Евреи - 190 368 (7,00%)

Немцы - 12 436

О первой всеобщей переписи:

 https://pl.wikipedia.org/wiki/Pierwszy_Powszechny_Spis_Ludności

Статистика по всей Польше:

Всего населения - 25 694 700

Поляки - 17 789 287 (69,23%)

Украинцы - 3 898 428 (15,17%)

Евреи - 2 048 878 (7,97%)

Белорусы - 1 035 693 (4,03%)

Немцы - 769 392 (2,99%)

Литовцы - 24 044 (0,09%)

Русские - 48 920 (0,19%)

«Тутошние» - 38 943 (0,15%)

Чехи - 30 628 (0,12%)

«Другие» - 9856 (0,04%)

 

Население Львова на 1931:

Поляки – 63,5%

Евреи – 24,1%

Украинцы – 7,8%

Русины – 3,5%

Немцы – 0,8%

Источник: Drugi powszechny spis ludności z dn. 9.XII.1931 r: Mieszkania i gospodarstwa domowe. Ludność. Stosunki zawodowe: Miasto Lwów. – Warszawa, 1937.   

Электронная версия:

 https://mbc.cyfrowemazowsze.pl/dlibra/publication/16927/edition/14189/content?format_id=2

 

Население Львова на август 1939 года:

Всего – 333 500 человек

Поляки – 169 900 (50,9%)

Евреи – 104 700 (31,4%)

Украинцы (и русины) – 53 200 (16%)

Немцы – 2 600 (0,8%)

Другие – 3 100 (0,9%)

Источник: Grzegorz Hryciuk: Polacy we Lwowie 1939–1944. Życie codzienne. - Warszawa: Książka i Wiedza, 2000.

 

Население Станиславова (с 1962 – Ивано-Франковск) перед 17 сентября 1939 годом:

Евреи – 46%

Поляки – 36%

Русины – около 15%

Армяне – 2%

Венгры, немцы, ромы – около 1%

Источник: Rajmund Pollak. Polskie Kresy co nam obca moc wydarła! – Kęty: Antyk Marek Derewiecki, 2021. - с.152.

Население Вильно (Вильнюса) на сентября 1939 года:

Всего – 209 000

Поляков – 137 000 (66%)

Евреев – 58 000 (28%)

Русских – 7 000 (3%)

Литовцев – 1 500 (1%)

Белорусов – 1 600 (1%)

Источник: Rajmund Pollak. Polskie Kresy co nam obca moc wydarła! – Kęty: Antyk Marek Derewiecki, 2021. – с.213.

«Мы стали народом, который в сравнении с другими народами потерял в ходе Второй мировой войны наибольший процент народонаселения – 20%. Еще больше потерь было среди элиты, ведь немцы, украинцы и русские уничтожили более 50% нашей интеллигенции. Польша утратила более 30% своей территории». - Источник: Rajmund Pollak. Polskie Kresy co nam obca moc wydarła! – Kęty: Antyk Marek Derewiecki, 2021. - с.13. 

Население Луцка на 1 января 1939 (данные англоязычной Википедии):

Всего – 39 000 человек

Евреи – 17 500

Поляки – 13 500

То есть поляки и евреи составляют подавляющее большинство – 31 000 человек из общей численности в 39 000.

Powiat (Луцкий уезд):  

Всего – 316 970

Украинцы – 59%

Поляки – 19,5%

Евреи – 14%

Чехи и немцы – 23 000

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Lutsk

Население Луцка в 1931 году (данные польскоязычной Википедии):

Всего – 35 500

Евреи – 17 000

Поляки – 11 000

Украинцы – 3 000

Польские данные указывают на то, что украинцы в Луцке 1931 года – явное меньшинство.

Источник: https://pl.wikipedia.org/wiki/Łuck

Украиноязычная википедия не приводит никакой детальной статистики кроме общего замечания: «Чисельність мешканців міста зростає з 30 тис. одразу після війни до 40 тис. у 1939 р.».

Ссылка: https://uk.wikipedia.org/wiki/Луцьк

Русскоязычная Википедия приводит ту же саму фразу. Но потом добавляет: «Через день после начала немецкой оккупации украинские националисты устроили погром среди еврейского населения города. С 27 июня по 7 июля 1941 года зондеркоманда 4а расстреляла около 1500 человек, а 11—12 декабря — ещё около 19 тысяч. Оставшихся евреев изолировали в гетто. Гетто просуществовало до конца августа 1942 года, когда немцы и украинская полиция расстреляли от 15 000 до 17 000 его жителей. 12 декабря 1942 года также было убито около 500 узников трудового лагеря». – Источник: Холокост на территории СССР: Энциклопедия (гл. ред. И. А. Альтман). – М.: РОССПЭН, 2011 (первое издание – 2009). 

Ссылка на русскоязычную Википедию:

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Луцк#cite_note-8

Волынское воеводство (по второй всеобщей польской переписи населения за 1931):

Украинцы – 1 426 900 (68,4%)

Поляки – 346 600 (16,6%)

Евреи – 205 500 (9,9%)

Немцы – 46 900 (2,3%)

Чехи – 31 000 (1,5%)

Русские – 23 400 (1,1%)

Источник:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Woj.wołyńskie-Polska_spis_powszechny_1931.pdf

 

Население Ровно на 1939 (польская Википедия):

Население – 41 500

Евреи – 21 000

Поляки – 15 000

То есть евреи и поляки составляют подавляющее большинство жителей Ровно в 1939 году.

Ссылка: https://pl.wikipedia.org/wiki/Równe

Украинская и русская Википедия не приводит никаких данных по интересующему нас периоду (1918–1939).  

 

Население Черновцов на 1930 год (англоязычная Википедия):

Всего – 112 400

Евреи – 26,8%

Румыны – 23,2%

Немцы – 20,8%

Украинцы – 18,6%

Ссылка: https://en.wikipedia.org/wiki/Chernivtsi

Немецкоязычная Википедия приводит данные 1925 года:

Всего в Черновцах проживает 90 000

 Евреи – 40%

Немцы – 20%

Румыны – 20%

Украинцы – 20%

Украинская и русская Википедия не приводит никаких данных по интересующему нас периоду (1918–1939).

 

Население Ужгорода в 1910 году (англоязычная Википедия):

 Всего – 16 919

Венгры – 13 590 (80,3%)

Словаки – 1219 (7,2%)

Немцы – 1 151 (6,8%)

Русины – 641 (3,8%)

Чехи – 1,6%

Евреи не указаны. Но в этом же абзаце, в следующем предложении, указан религиозный состав населения. 5 305 человек исповедуют иудаизм. Римо-католиков – 5 481, греко-католиков – 4 473, кальвинистов – 1 368.

Как вы уже поняли, ни украиноязычная, ни русскоязычная Википедия данные не приводят.

Иллюстрации на заставке взяты из книги Гжегож Россолински-Либе. Жизнь Степана Бандеры. – К.: Антропос-логос-фильм, 2021. Прошу прощения за качество.  

Дневник философа. 14.10.2024. "Украинский Пьемонт" или миф Западной Украины Дневник философа. 14.10.2024. "Украинский Пьемонт" или миф Западной Украины

Comments

Думаю, из-за проблем с демографией.

Irina Zuevic

Забыл поблагодарить Андрея Олеговича. Спасибо большое! Кстати интересно было бы узнать, какое влияние оказывают села на ту культуру которую создавали в городах? И оказывали они влияние вообще?

Artem Nikulin

Я родился в ПМР-это недоразумение было территорией Молдовы во времена СССР. Там такая неразбериха с вопросом идентичности. Смешались все со всеми. Там и Турки (Гагаузиы) и Татары и Молдоване и Румыны и Украинцы и Болгары и Русские живут сейчас (были и Немцы скорее всего). Мне кажется, хорошим показателем на идентичность был бы квест - узнай кем были твои пра... родители. Вот и все бы примирились. Не знаю, генетической тест даёт представление о том кто были родственники человека? А то так было бы проще. Сделал тест и оказывается ты на 5% ... на 10%. .. на 20%... и тд. И последнее, подумайте кому выгодны все эти игры в национальные идентичности и с какой целью их затеяли.

Artem Nikulin

Да, в Румынии несколько лет назад издали закон, позволяющий получить гражданство человеку если он или его родственники жили до 39 года (по моему) на территории Румынии (то что было ее территорией). В Молдове, 80 % населения попало под этот закон и огромное число людей этим воспользовалось для получения паспорта ЕС. Кстати в Польше есть похожий закон. Не удивлюсь если и в Болгарии есть что-то похожее. Интересно, почему эти страны по прежнему считают своми гражданами родственников в них проживавших до 40х годов прошлого века (то что считалось их территорией)? Просто демографические интересы или что-то более глубокое?

Artem Nikulin

Добрый день, Андрей Олегович. Увидела в статье и свою область -Черновицкую, я родилась и выросла в маленьком городке в 15 км. от границы с Румынией, очень люблю город Черновцы, училась там и работала до недавнего времени. Я хорошо знаю что не всегда моя область была территорией Украины и никогда не утверждаю обратного, город Черновцы построили австрийцы,что очень хорошо видно по архитектуре,которая у нас называется "старый фонд" архитектура очень красивая даже в запущенном состоянии,а вот советские одинаковые многоэтажки вызывают тоску. В этой местности всегда было много украинцев и много румын и когда это была территория Румынии и сейчас, моя бабушка при Румынии училась в румынской школе,сама будучи украинкой с польскими корнями,сейчас села возле границы полностью румынские с румынскими школами. Напротив моего дома стоит памятник Михаю Эминеску а чуть дальше памятник Шевченку,так чтобы никому не было обидно) Ещё всегда было очень много евреев,многих депортировали, потом многие эмигрировали но все же сейчас есть действующая синагога и еврейская школа. Кстати, жители Черновицкой области на основании того что раньше эта территория принадллежала Румынии могут получить румынский паспорт и молдавский тоже,только нужен документ подтверждающий что родственники проживали в области до 1940 года кажется.

Lubov VL

Нет, конечно нет, речь не об оценке ситуации после 91 года, а о том что пишет Андрей Олегович "Украину в границах 1991 года создавало несколько империй (Российская империя, ставшая затем СССР, Австро-Венгерская империя, II-я Речь Посполитая и Германский Рейх, ставший затем III-м Рейхом национал-социализма)."

Kristina

Спасибо за разъяснение и прояснение позиции. Если что, я вне постколониального дискурса. Только ведь то же самое можно сказать и о том, что поляки заняли место украинцев, выселенных в количестве около полумиллиона (в соседнем посте вы тоже упоминаете об этом, цитируя Снайдера). Кто там большая жертва, наверное, имеет меньшее значение, чем стремление к примирению со всех сторон. Насчет сельсого населения и культуры. Украинская культура в принципе сельского характера. Даже если писатель живет в городе, но пишет об украинском селе, это культура городская или сельская?

Bogdan

Извините, Кристина, украинцы где именно были меньшинством? В УССР? Позвольте, сообщить перепись какого года и источник. Если что, я не забираю у других национальностей их вклада в построение УССР. Но это не стоит использовать как оправдание агрессии в независимую страну. Как вы считаете?

Bogdan

Спасибо за работу, я ценю.

Bogdan

Вы как-то опускаете то что украинцы были меньшинством и жертвовали, строили и развивали не только они...

Kristina

Богдан, я понимаюсь, что вам бы "хотелось". А я вместо этого как раз и проделываю громадную работу по поиску и изложению данных из разных источников. И исторические исследования, и статистика. Вы видите, что украинская Википедия и украинские источники "НЕ ХОТЯТ давать таких данных. У меня есть много немецкоязычных, англоязычных и польскоязычных источников. Часть архива (книги и мои записи) у меня в Киеве. Но даже в в материале для Патреона я даю такие источники: Тимоти Снайдер, Гжегож Россолинский, Раймунд Полляк. Книга последнего издана в очень авторитетном польском издание в 1921 году. Есть целая библиография современной литературы на эту тему. Поинтересуйтесь, и вы найдете много важных источников. Я только мотивирую к анализу, к поискам. Но я не пишу здесь большое и сложное исследование.

Andrii Baumeister

Согласен. Но хотелось бы больше стат данных из разных источников, а не только польских. Например, кто такой этот Rajmund Pollak? Даже странички в Википедии не найти, а названия его книг подсказывают, что возможно он просто ревизионист, ностальгирующий по прошлому.

Bogdan

Я не Андрей Олегович, но если позволите, мои 5 копеек :) Наверное, современный проект независимой Украины не может быть проектом СССР, ведь тот не предполагал независимость Украины как таковую вообще. Если же говорить сугубо про территории, то ничего крамольного в этом нет: Украине не были подарены просто так эти территории. Украинцы были частью той силы, хорошо это или плохо, которая эти земли присоединяла. Украинцы жертвовали. Украинцы строили инфраструктуру, развивали и тд. Крамольным такой тезис становится только для украинских швондеров, в представлении которых Украина это только и всегда жертва российского империализма, но никогда не соучастник, созидатель, сотрудник, пусть даже вынужденный и непризнанный. Напоследок, анекдот, который я узнал в контексте Курской операции, но подходит здесь тоже: Путин вызывает дух Сталина и спрашивает: враг на территории Курской области, что делать? Сталин подумал и отвечает: возьми как можно больше ленд-лиза у Запада и поставь в авангарде армии украинцев.

Bogdan

Миф состоит в том, что именно в этих городах сформировалась и развилась украинская культура и украинская идея. И из этих городов она стала распространяться на Восток. А я показываю, что в городах Западной Украины самих украинцев (а уж тем более носителей культуры и украинской идеи) было ПОДАВЛЯЮЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. И только из-за геноцидальной (в трех аспектах) деятельности нацистов, коммунистов и украинских националистов в 1939-1947 годах (добавим сюда ссылки, аресты и депортации) украинцы и украинская культура и украинский язык в городах Западной Украины стали преобладающими. Другими словами: если бы не имперская деятельность Гитлера и Сталина, если бы не Вторая мировая, украинская культура ТАМ была бы далеко не главной. Но случилось то, что случилось. Я не призываю к пересмотру границ, языков и культур. Я утверждаю только, что хватит увлекаться постколониальным дискурсом, потому что он разрушает основания картины мира самих деколонизаторов. Наконец, насчет сельского населения. Не стоит смещать предмет разговора. Я говорил о формировании культуры и науки, о формировании европейской (и одновременно) национальной культуры. А она создавалась в городах. То, что украинцев коммунисты арестовывали и ссылали, я как раз подчеркиваю. Но наиболее пострадавшие на этой территории - поляки, евреи и немцы (а также чехи с венграми). Их культуру ТАМ полностью уничтожили. Наш миф построен на культе жертвы (многовековая борьба с империей). А я опровергаю этот миф: именно вследствие имперской политики Западная Украина стала центром украинской идеи УЖЕ ПОСЛЕ 1945 года. А ДО ЭТОГО здесь преобладали другие культуры.

Andrii Baumeister

Интересный комментарий, спасибо. Было бы интересно послушать комментарий Андрея Олеговича.

Vlad Semchenko

Так а в чем развенчан миф? Что украинцы были меньшинством в городах? Тоже мне сюрприз! А если брать статистику даже по первой картинке, то выходит, что по теперешним областям Украины: - Волынское воеводство: украинцы в большинстве - Станиславовское воеводство: украинцы в большинстве - Тарнопольское воеводвство: украинцев почти половина - Львовское: украинцы на втором месте, треть от общего состава И то, даже на первой картинке написано же: польские власти вмешивались в перепись - предписано уменьшать данные по меньшинствам. "А лояльные коммунистическому режиму украинцы пришли во Львов, Станиславов, Луцк, Ровно и Ужгород" Безусловно были и такие, наверное. А выселенных почти полумиллиона украинцев с территорий Польши на территорию УССР куда отнести -- тоже к лояльным? https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2_%D0%B8%D0%B7_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8_%D0%B2_%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A0&stable=1

Bogdan

Андрей Олегович, спасибо. Получается, что «путинские тезисы» 2022 года, что современная Украина в современных границах - проект СССР(Ленина и Сталина)- не далек от истины. Конечно, это не оправдывает его поход войной, но тем не менее «матчасть» под него он подвел объективно?

Vadzim

Олег, спасибо! Я как раз и пытаюсь это делать.

Andrii Baumeister

Добрый день Андрей Олегович , спасибо за информацию , она поражает , многое становится ясным при анализе этих цифр . Поддерживаю Вашу позицию . Нужно , на основе статистики и других объективных данных анализировать тот или иной период времени , а не выдумывать мифы , а потом на мифах создавать историю .

Oleg 5.05.81


More Creators